Одно из главных мероприятий деловой программы выставки «Лесдревмаш» – форум предприятий ЛПК WoodWorld 2022 включает конференцию «Рынок пиломатериалов в процессе восстановления: экспорт, потребление, производство», в рамках которой проводится специальная сессия, организованная совместно с Ассоциацией деревянного домостроения. Центральная тема сессии – развитие внутреннего рынка продукции ЛПК и строительного сектора как основного потребителя пиломатериалов и древесных плит.
Накануне дискуссии мнениями по этой теме в интервью «ЛесПром¬Информ» поделились ведущие эксперты ассоциации.
Актуальные направления глубокой деревообработки
Максим Молчанов, директор по научно-техническому развитию АДД:
Экспортно ориентированная глубокая деревообработка пострадала сегодня больше всего, так как санкционные ограничения осложнил сильно укрепившийся курс рубля, сделавший экспорт из России экономически менее привлекательным. В связи с этим многие зарубежные покупатели выбрали выжидательную позицию.
Однако внутренний спрос демонстрирует оживление, и одним из главных драйверов, конечно, стало частичное восстановление строительной индустрии, в которой сейчас ведет ИЖС. По-прежнему актуальным направлением деревообработки остается производство клееного бруса для домостроения. В связи со значительным снижением стоимости пиломатериала клееный брус стал конкурентоспособнее относительно кирпича и блоков разных типов. Строительству из клееного бруса, который в целом нельзя считать самой бюджетной технологией, опять помогает увеличение доли внутреннего туризма, а также охлаждение россиян к покупке недвижимости в Европе.
Новый для России материал – CLT начинают успешно осваивать наши строители, и скоро мы увидим не один выдающийся проект в этой технологии. Появляется интерес к панельному деревянному строительству у крупных застройщиков. В какие осязаемые результаты выльются эти тренды, будет понятно ближе к концу года.
Нужно отметить, что после некоторого снижения восстанавливаются объемы производства деревянных напольных покрытий, в частности, в сегментах трехслойного паркета, инженерной доски. Дверные и мебельные производства тоже восстанавливаются, и в обозримом будущем запустятся временно остановленные производства ряда зарубежных компаний.
Состояние и перспективы деревянного домостроения россии на внутреннем и мировых рынках
Семен Гоглев, директор по стратегическому развитию АДД:
Перспективы деревянного домостроения я связываю в первую очередь с реальными действиями федеральных и муниципальных властей по организации комплексного освоения территорий. Это должны быть организованные застройки ИЖС, дачные поселки, дома отдыха, пансионаты и турбазы.
Только в рамках организованной застройки можно создать инфраструктуру, необходимую для доступности, нормальной жизнедеятельности и, главное, привлекательности объектов. Комплексный подход позволит правильно рассчитать наполняемость и окупаемость, нивелировать неудачи, избежать долгостроя и невостребованности построенных объектов, как это получилось в начале 2010-х.
Если развивать загородную застройку, то инфраструктуру по качеству нужно создавать такую же, как в городе, потому что сегодня в городской среде много делается для повышения качества жизни, и загородным объектам будет сложно конкурировать. Просто так людей в поле или лес не вывезешь – они не поедут.
В составлении программ комплексного освоения территорий непременно должны участвовать социологи, архитекторы и экономисты. Необходима увязка программ с планами развития регионов в социальном, культурном и экономическом аспектах. Планировать нужно на длительный срок, минимум на 10–15 лет. Такой подход даст возможность спланировать и производство необходимых материалов и конструкций, сформировать устойчивый внутренний рынок строительных материалов, в том числе древесины с ее неоспоримыми преимуществами в индустриализированном мало- и среднеэтажном строительстве.
Чем более развитым будет внутренней рынок деревянных конструкций и домокомплектов, тем лучше окажутся экспортные перспективы. Диверсификация по разным рынкам в перспективе откроет отрасли второе дыхание. Но не наоборот. Я считаю недопустимой ситуацию лета-2021, когда экспортные поставки опустошили внутренний рынок и создали угрозу резкого падения объемов строительства и сокращения рабочих мест в отрасли.
Андрей Карпов, управляющий партнер компании KUB House:
Сейчас активно развивается направление туризма. Дело в том, что в России почти нет полноценных современных курортных городов, лишь «Роза Хутор». Остальные рекреационные зоны либо представлены единственным отелем или комплексом в локации, либо это разрозненная советская и постсоветская застройка, не имеющая ничего общего с современным пониманием комфорта. Особая экономическая зона для развития туризма на Алтае открывает широкие перспективы для строительства курортной инфраструктуры. По плану Ростуризма, это больше 1500 объектов. Большая стратегическая задача, в решении которой мы с удовольствием примем участие.
В одной из богатейших лесом стран мира просто кощунственно строить из бетона. Пора уже использовать данные нам экологичные и, главное, возобновляемые ресурсы. Для сравнения: жилой комплекс 25 тыс. м2 потребует примерно 8000 м3 CLT, эквивалентных 15–20 тыс. м3 пиломатериалов. Такой ЖК загрузит примерно 1/3 производственных мощностей завода в Вологодской области. Если крупный застройщик полностью перейдет с бетона на CLT, завод будет полностью работать на одну компанию.
Емкость российского рынка огромная. У каждого человека есть внутреннее желание иметь собственный дом. Совсем недавно мы более или менее избавились от коммуналок, теперь время еще больше отделиться от соседей и обрести пространство, которое принадлежит только вашей семье. При этом большинство населения нашей страны живет в городах-миллионниках, то есть в квартирах, а то, что могло бы стать малоэтажной Россией (по аналогии с малоэтажной Америкой), в основном представлено устаревшими деревянными конструкциями. Если предположить, что 140 миллионов человек нуждаются в собственном доме, а есть он примерно у 10%, то получается, что спрос на деревянное домостроение в России неисчерпаем.
Если строить из дерева качественно и технологично, очень скоро исчезнут ассоциации с избушками, им на смену придет понимание экологичной и эффективной жизни в деревянных домах.
Эдуард Меньшиков, генеральный директор компании «Строй Хаус», Москва:
В моем понимании, у деревянного домостроения хорошие перспективы. За последние месяцы отмечен выросший спрос на деревянное строительство для внутреннего туризма, есть запросы на целые туристические комплексы, хотя большинство все-таки стремится к экономклассу.
Что касается жилья, приведу пример. Перед пандемией мы построили под девелопера два поселка, готовые дома по 250 м2 из клееного бруса, это не дешевый сегмент. Два года готовые дома стояли невостребованные, даже в прошлогодний пик спроса на «загородку». Сейчас люди начали покупать дома, и все активнее, сегодня в поселках строят уже вторые очереди. То есть мы наблюдаем рост внутреннего спроса в сегментах «бизнес» и «элит», думаю, он продолжится. Сегодня начинают понимать, что в ближайшее время ситуация не изменится, и те, кто четко связывает свой бизнес с Россией, отказываются от выжидательной позиции.
Конечно, продолжится спрос в экономсегменте, его «двинет» ипотека и другие государственные программы, например, по переселению из ветхого и аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот, но это уже будет не брус, а, возможно, полубрус, доска.
С февраля этого года из спроса «вывалился» средний по цене заказчик, но и он, я уверен, в ближайшее время вернется в связи с падением цен на материалы из древесины. Сегодня уже можно видеть цену клееного бруса 40 тыс. руб./м3, доску по 10–12 тыс. руб., то есть вернулись допандемийные цифры, и, мне кажется, это еще не предел, материалы еще подешевеют.
Экспорта на данный момент мало, остается только внутренний рынок, могу сказать, что коллеги-лесопильщики начали прощупывать рынок и спрос в поисках применения пиломатериалов, готовы создавать производства.
Дмитрий Ведерников, руководитель компании LogWorks, Томск:
Наш продукт – готовые срубы из бревна сибирского кедра (большого сечения). Это скорее эксклюзивная история, чем массовый продукт. Мощность нашего предприятия – 50–60 домов в год. Последние два года наблюдаем всплеск спроса в туристическом направлении. Спрос на гостевые дома и гостиницы вырос ориентировочно вдвое, судя по анализу наших контрактов и активности заказчиков. Связанно это в основном с развитием внутреннего туризма и сокращением предложения по зарубежным направлениям. Спада по остальным направлениям не ощутили, дома для себя люди покупают, частники тоже подросли за пару лет.
Вера Вавилова, генеральный директор компании «ДДМ-Строй», Москва:
Современные технологии деревянного домостроения весьма разнообразны и могут решить любую задачу, связанную со строительством. В зависимости от задачи, бюджета и вкуса можно выбрать от высокотехнологичных CLT-панелей и клееного бруса до рубленого бревна. Например, когда необходимо быстровозводимое жилье, рациональнее всего использовать модульную или каркасно-панельную технологию. Если же нужно быстро и качественно построить статусный объект для привлечения большого количества туристов/посетителей, стоит выбрать кленый брус или технологию фахверка. Для недорогих дачных домов оптимальна каркасная технология. Когда требуется акцент на природе, экологии и брутальности – подойдут ручная рубка или лафет.
Из собственного опыта. Наши заказчики часто строят основной дом из клееного бруса, вспомогательные постройки, такие как хозблок/гараж, – каркасные с обшивкой имитацией бруса для единства внешнего облика, а бани – из рубленого бревна, подчеркивая пользу для здоровья в парной.
Деревянное домостроение особенно выгодно для объектов туризма и других коммерческих историй – быстро, легко, в любое время года, без серьезных дорогих фундаментов. При этом все любят жить в дереве, поэтому деревянный отель или ресторан всегда будет привлекательнее для гостей.
Самые востребованные и перспективные технологии деревянного домостроения
Алексей Клочков, генеральный директор компании Alpbau, Москва:
На мой взгляд, сегодня наиболее популярная технология деревянного домостроения в России – каркасная. По разнообразию технологических процессов это очень широкая категория, от дачных домиков простейшего эконома до загородных домов и усадеб сегмента «элит».
При строительстве самым дешевым способом на площадке разворачивается целый цех по деревообработке, где детали каркаса из досок выпиливаются почти вручную. И процесс сопровождается кучами древесных отходов с опилками, обрезками и прочим строительным мусором. Срок возведения каркаса такого дома 120–140 м2 – примерно месяц. Такой вариант необычайно востребован на рынке из-за дешевизны. Впрочем, качество, энергоэффективность и сроки строительства напрямую зависят от бюджета: наличия проекта, квалификации строительной бригады, использования сухих или сырых пиломатериалов, обработанных или не обработанных специальными защитными составами, видов утепления и отделки.
Более перспективный и технологичный вид каркасных домов предполагает изготовление стеновых панелей на деревянном каркасе в заводских условиях. На строительную площадку поставляются готовые каркасные стены с чистовой внешней обшивкой фасадами, внутренними материалами, вплоть до предустановки инженерных сетей, прокладки внутри конструкции электрических кабелей и сантехнических труб, и даже установки окон. Монтаж по сути готового к проживанию дома выполняется на стройплощадке в кратчайшие сроки – от трех дней. Это путь всей Западной Европы. Технологических процессы осуществляются в заводских условиях, в сухих помещениях, под контролем технологов. Естественно, получается дороже, но компенсируется сроками, чистой сборкой на площадке, и конечно гарантированным качеством дома.
Маргарита Ли, вице-президент, руководитель дивизиона «Домостроение» Segezha Group:
Наша компания первой в России приступила к промышленному выпуску инновационного деревянного строительного материала – панелей CLT. По прочности и долговечности они не уступают железобетону, а по экологическим характеристикам значительно превосходят его. Использование CLT для индивидуального и многоэтажного деревянного домостроения открывает новую эпоху развития строительной отрасли – с акцентом на повышенную экологичность и комфорт жилья для человека. Еще одно преимущество CLT – скорость и простота сборки. Заводское оборудование позволяет с ювелирной точностью вырезать в панелях не только оконные и дверные проемы, но и инженерные коммуникации, так что на стройплощадке остается только собрать готовые детали, как в конструкторе «Лего». При этом CLT характеризуется высокими огнестойкостью и сейсмостойкостью. Этой осенью сдаем первые в России четырехэтажные жилые CLT-дома в Вологодской области и уже готовимся к новым проектам.
Вера Вавилова:
Технологии с применением клееного бруса отношу к самым перспективным, так как клееный брус – чистовой материал, не требующий отделки и утепления. Дом собирается быстро и сразу в чистовой готовности. Он почти лишен недостатков деревянного домостроения, не требует ухода и прост в эксплуатации. А это достоинства как для коммерческих, так и для частных объектов.
Применение клееного бруса в домостроении намного шире, чем просто боксовые дома со стенами из такого бруса, это самые технологичные перекрытия и стропильные системы для домов, построенных по любой технологии. Каркасные дома с каркасом из клееного бруса, такие как фахверк, тимберфрейм и другие, самые надежные, теплые и красивые.
Андрей Карпов:
Наша компания работает по нескольким технологиям: клееный брус, фахверк и CLT. Они применяются в любых климатических условиях – от Антарктики до экватора. По сравнению с бетоном, кирпичом, металлом, дерево в жару лучше сохраняет прохладу, а в холод – тепло. К тому же деревянные дома еще и серьезно превосходят остальные по сейсмоустойчивости, что тоже расширяет возможности строительства в сложных условиях.
Эти три технологии мы применяем в разных направлениях работы – от частных домов до целого города.
Семен Гоглев:
Я считаю, что будущее за технологиями быстровозводимых домов. Как правило, это prefab-комплекты заводского изготовления: срубы из клееного бруса для загородных домов класса «бизнес» и выше, каркасно-панельные дома для ИЖС и дач класса «комфорт». Есть и новые технологии, например CLT, ориентированная на большую этажность или большие открытые пространства внутри. А такая технология, как СОТА, появилась у нас на основе опыта строительства энергоэффективных домов и исследования тенденций развития технологий в европейских странах и США. Подходит для строительства домов разной площади и комфорт-класса, и класса «премиум».
Удельный расход материалов – ТСП, клееной балки и фанеры – невысокий, если сравнивать с другими конструкциями, но при масштабном использовании обеспечит довольно высокий уровень добавленной стоимости в отрасли, так как все материалы являются продуктами высокого передела.
Текст Ассоциация деревянного домостроения
Сушильные камеры для пиломатериала — это специализированные установки, предназначенные для удаления влаги из пиломатериалов, таких как доски, балки и брусья. Они создают контролируемые условия, которые способствуют равномерному и эффективному процессу сушки древесины. Это важно для предотвращения деформации, трещин и других дефектов, а также для улучшения качества и долговечности готового материала.
Сушильные камеры для пиломатериала играют важную роль в обеспечении качества и долговечности древесных изделий, снижая риск дефектов и повышая их эксплуатационные характеристики.
Комментарии